Под понятием опеки в содержательном смысле этого слова понимается представление в ведомствах и инстанциях интересов человека, который самостоятельно не имеет возможности защищать свои права, другим лицом, а также управление имущественными объектами и денежными средствами в интересах подопечного. Для осуществления всех этих мероприятий существуют органы опеки и попечительства. На них возлагаются функции контроля, надзора, координации и содействия людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, связанную с оставлением несовершеннолетних детей без родительского попечения, а также граждан, достигших 18 лет, но в связи с отсутствием дееспособности не обладающих правом на принятие рационального решения в своих интересах.
Законы, регулирующие работу органов опеки и попечительства
Для определения функций и полномочий органов попечительства на федеральном уровне существуют нормативно-правовые акты, регулирующие их деятельность и устанавливающие механизм проведения процедур, находящихся в их ведении.
К ним относятся:
- Конституция как главный и основной документ, принятый всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: она дает понимание, что у каждого человека имеются права – на жизнь, жилище, вероисповедание, достоинство личности и другие свободы, указывающие на равноправие и единство народа в стране.
- Закон об опеке и попечительстве, изданный 24 апреля 2008 года под номером 48: в нем изложены задачи и цели работы этого ведомства, обязательства перед людьми и законодательством, полномочия, основания для установления опекунства и освобождения от возложенных функций, способы защиты прав опекаемых.
- Семейный кодекс, который начал действовать с 29 декабря 1995 года: он говорит об особенностях защиты интересов детей, не достигших совершеннолетия при нахождении их под опекой, обязательствах и правах опекунов и попечителей.
- Постановление Правительства под номером 423, принятое 18 мая 2009 года, формирующее понимание о правилах подбора кандидатов для детей, которые остались без попечения родителей, ведения личных дел опекаемых, механизмах создания приемных семей, отчетности законных представителей.
Эти нормативно-правовые акты составляют юридически полную базу для специалистов, работающих в сфере защиты прав детей, недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, ими руководствуется Министерство социального развития и инстанции, проверяющие качество работы социальных структур.
Обязанности и функции службы опеки и попечительства
Обязанностями и правами органы опеки наделяются государством, которое в виде норм законодательства регулирует работу службы, занимающейся оказанием помощи и правовым содействием людям, нуждающимся в помощи, а также детям, оставшихся без попечения родственников.
Обязательствами ведомства являются:
- назначение представителя для детей и взрослых недееспособных людей, которые остались без надзора, надлежащего присмотра доверенного лица;
- защита жилищных и имущественных прав опекаемых;
- контроль действий законных представителей в целях недопущения ущемления интересов детей, над которыми установлена опека;
- выявление несовершеннолетних, содержащихся в ненадлежащих условиях по месту проживания;
- проверка социального, психологического, финансового обеспечения лиц, находящихся под опекой.
ВАЖНО! Все вопросы, касающиеся передачи ребенка в семью, центр временного содержания или детский дом, решаются только с участием представителей опеки: согласие органа необходимо в обязательном порядке.
Функциями социальной службы считаются:
- ведение учета несовершеннолетних, которые остались без надзора матери и отца, их выявление;
- формирование баз данных, где числятся люди с возложенными обязательствами и правами по опеке;
- избрание форм устройства для детей и недееспособных лиц (дома-интернаты, семьи, центры помощи, семейно-воспитательные группы и другие варианты жизнеустройства);
- защита интересов и прав детей;
- разрешение конфликтов с помощью медиативных техник между родителями и несовершеннолетними;
- осуществление контроля в виде доверительного управления имуществом, учетом денежных средств, находящихся на счетах.
Функционирование этого учреждения в первую очередь преследует цель гармонизации детско-родительских отношений, качественного воспитания несовершеннолетних, обеспечения их всем необходимым, сохранения жизни и здоровья.
Порядок осуществления деятельности органами опеки
Семейное право и другие нормы законодательства определяют механизм работы ведомства, занимающегося вопросами устройства детей в семью или государственное учреждение. Он выглядит следующим образом:
- Специалистами выявляется семья, которая имеет затруднения в обеспечении ребенка, его воспитании, обучении. Она ставится на учет, что предполагает периодический контроль и оказание помощи. Если ситуация доходит до критической точки и несовершеннолетнему угрожает опасность, выявлено жестокое обращение, его могут забрать из семьи, имея на это основания. В другом случае родители, понимая, что не могут самостоятельно справиться с содержанием, пишут заявление о временном помещении ребенка в центр помощи на определенный срок, пока они не решат свои проблемы.
- После того как дети определены в учреждение, семья также находится под контролем, если родители в течение заявленного периода времени устраняют свои трудности, они забирают их в семью. При отсутствии таких обстоятельств время нахождения в учреждении может быть продлено. Если имеются родственники, не имеющие противопоказаний стать законным представителем и получить положительное заключение органа опеки и попечительства, реализуется установление опеки или попечительства по согласию матери и отца.
- При пребывании несовершеннолетних длительный период не в кровной семье специалисты службы решают вопрос о лишении (ограничении) родителей в их правах в судебном порядке.
- Если исковые требования удовлетворяются, детей не возвращают в семью, они могут быть определены к приемным родителям или под опеку к родственникам, где будут проживать до восстановления матери и отца в суде либо достижения совершеннолетия.
- Весь этот период представители опеки контролируют ситуацию в семье, оказывают помощь и поддержку, стараются содействовать в решении всех вопросов и затруднений.
ВАЖНО! Случаи установления опеки отличаются друг от друга, они не основываются только на лишении и ограничении в правах родителей. Опекаемым ребенок может стать при любых официальных обстоятельствах отсутствия матери и отца – смерти, недееспособности, нетрудоспособности, серьезном заболевании, признании умершим или безвестно отсутствующим, нахождении в местах лишения свободы.
Учреждения по опеке всегда действуют только в интересах ребенка или недееспособного лица, обеспечивая их гармоничное развитие, воспитание, содержание, образовательный процесс.
Полномочия службы опеки и попечительства
Служба, осуществляющая контролирующие и надзорные функции деятельности опекаемых и законных представителей, имеет свой круг полномочий:
- взаимодействие с другими государственными организациями (подача исковых требований в суд, совместная работа с КДН и ЗП, инспекторами по делам несовершеннолетних, образовательными учреждениями, досуговыми предприятиями и другими ведомствами);
- представление интересов недееспособных и детей;
- контроль деятельности законных представителей;
- работа по установлению опеки и возложения функций на кандидата.
Стремление к качественному выполнению требований законодательства считается главной целью специалистов, они занимаются обеспечением всех благ и условий для нуждающихся в этом людей.
Кто контролирует деятельность органов опеки и попечительства
Контролем работы службы занимается несколько ведомств, они призваны координировать, направлять, проверять законность действий сотрудников социальной сферы. В первую очередь в этот разряд входит Министерство социального развития, в некоторых субъектах страны – органы местного самоуправления (администрации). Прокуратура также осуществляет надзор за осуществлением функций: при обращении человека с жалобой это учреждение обязано проверить законность действий специалистов.