Каждый гражданин, осуществляющий трудовую деятельность в государственном или частном предприятии, обязан уплачивать налоги. У сотрудников, работающих в бюджетных учреждениях, обычно проблем со взносом платежей не возникает, так как эту процедуру ежемесячно производит работодатель. Люди, осуществляющие работу в частном порядке, могут быть налогоплательщиками по общей или упрощенной схеме. Для них законодательством предусмотрено использование профессиональных налоговых вычетов.
Что представляют собой профессиональные вычеты
Профессиональные вычеты применяются только в сфере налогообложения, их главная цель – создать для предпринимателя льготные условия, чтобы уменьшить сумму НДФЛ, уплачиваемую гражданином в течение года. Их предоставление регулируется статьей 221 НК, где указаны категории работников, на которые распространяется льгота, размеры вычета в соответствии с расходами, непосредственно связанными с профессиональной деятельностью предпринимателя.
Профессиональный вычет при оформлении делится на два вида:
- ситуация, когда налогоплательщик подтверждает расход денежных средств;
- обстоятельства, при которых затраты считаются неподтвержденными.
В первом случае после проведенных мероприятий, принесших прибыль, у человека остались чеки, платежные поручения и другие документы, подтверждающие целевое назначение расходной части бюджета предприятия. Если он предоставляет их в инспекцию в полном объеме, то профессиональный вычет с учетом 13% оформляется со всей суммы доходов.
Вам может быть интересно: Что такое налоговые вычеты по НДС и какой порядок их применения?
Во втором случае после того, как отчетный год проведен, денежные средства в качестве прибыли получены, но подтверждения о расходах не имеется. Такая ситуация происходит, когда чеки утеряны, украдены либо стали негодными для предоставления. Законодатель здесь не ущемляет прав плательщиков налогов — он устанавливает общую ставку к возврату в размере 20% от прибыли.
ВАЖНО! Если предприниматель работает по упрощенной налоговой программе со ставкой в 6%, право применить профессиональный налоговый вычет для него недоступно — два вида взимания сборов не могут учитываться одновременно.
Информация, подтверждающая затраты, должна являться юридически грамотной. В ней содержатся реквизиты, названия организаций, сведения о закупках, материалах, суммы, которые уплачены за товар, штампы и печати, достоверные подписи.
Список доходов для получения налоговых преимуществ
Статья 221 НК регламентирует перечень направлений прибыли, при извлечении которой плательщики вправе получить вычеты. К ним относятся доходы:
- от деятельности индивидуальных предпринимателей;
- от частной практики работников нотариальных контор, адвокатов (обычно эти лица имеют предприятия по оказанию услуг населению);
- если гражданин выполняет работы или оказывает услуги согласно заключенному между ним и работодателем договору, предполагающему гражданско-правовой характер;
- при получении вознаграждений авторами в области искусства, научной деятельности, литературы, за инновации и изобретения.
Вам может быть интересно: Виды налоговых вычетов и условия их предоставления
Процедура по получению налогового вычета реализуется в году, следующем за отчетным. Например, если в течение 2017 года гражданин организовывал свое дело, в результате были получены денежные средства, то профессиональный вычет он получит в 2018 году.
Примеры расчета
Механизмы расчета по затратам, документально подтвержденным и не подтвержденным, кардинально различаются. Здесь плательщик может сравнивать предполагаемые к возврату суммы и выбирать вариант, который для него удобнее. В некоторых ситуациях, исходя из сумм начисленного дохода, заявителю выгоднее оформить вычет при неподтвержденности информации по полученной прибыли — особенно если доходная часть бюджета за год небольшая. При подтверждении данных он вернет 13%, при отсутствии чеков – 20%.
Если имеются платежные документы, возврат денежных средств рассчитывается таким образом:
Предприниматель в течение 2017 года организовывал свое дело, занимался продажей продукции в розницу. На все мероприятия, необходимые для торговой деятельности он потратил 55 тысяч рублей, его выручка за этот период составила 135 тысяч рублей. Фактически подтвердить он может 85 тысяч рублей, эта сумма и является его профессиональным вычетом. НДФЛ в инспекции начисляют на оставшийся размер прибыльной части, значит 135 000 рублей – 85 000 рублей = 50 000 рублей. Именно на эту разницу приходится исчисление и уплата налога по ставке 13%.
При отсутствии информации о доходной части предпринимательства расчет происходит так:
Лицо осуществило затраты в производство, реализуемое в течение 2017 года в виде 40 тысяч рублей, а получено от этой деятельности за данный период 110 тысяч рублей, но платежные поручения и чеки отсутствуют. Тогда будет действовать ставка в 20%, 110 000 рублей * 20% = 22 000 рублей. От полученного дохода необходимо отнять эту сумму, 110 000 рублей – 22 000 рублей = 88 000 рублей. Налогообложению в 13% в этом случае подлежит 88 000 рублей.
Как получить возврат
Профессиональный возврат доступен не только предпринимателям, но и физическим лицам, нотариальным работникам, адвокатам, имеющим свои кабинеты по оказанию услуг. Люди, получающие доходы и уплачивающие налоги, ежегодно предоставляют в инспекцию декларацию, где указаны все сведения об их трудовой деятельности, бюджете.
ВАЖНО! Эта процедура производится каждый год в срок до 30.04, в этот период заявителю необходимо подготовить отчетность, следует приложить к ней подтверждающие документы.
Для оформления преимущества человеку достаточно обратиться в инспекцию или к заказчику по оказанию услуг и выполнению работ согласно гражданско-правовому договору, если он имеет статус налогового агента (осуществляет отчисления, состоит на учете).
После предоставления заявления по утвержденной форме и сведений о доходной части бюджета инспектор рассматривает полученные данные. Камеральная проверка проводится 3 месяца, в течение 1 месяца происходит перевод денежных средств.
Вам может быть интересно: Как получить инвестиционный налоговый вычет?
Другим способом подачи данных является оформление заявительного документа работодателю, если человек ведет трудовую деятельность в соответствии с договором ГПХ. Таким образом, провести эту процедуру можно как в инспекции, так и по месту работы, но если это не трудовой контракт.
Правила оформления заявления
Заявление, составляемое гражданином для возврата облагаемых налогом сумм, должно соответствовать требованиям законодательства. Если человек решил обратиться к работодателю, он отражает в этом документе следующую информацию:
- в правом верхнем углу листа указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения, должность, адрес прописки и фактического проживания сотрудника, его контактный номер телефона, а также название учреждения, фамилия, имя, отчество руководителя;
- на следующей строке посередине название – заявление;
- в описательной части содержится просьба осуществить возврат облагаемой налогом суммы;
- дата и подпись заявителя.
К нему прикладываются контракт с работодателем, договоры с агентами, где отражается расходная часть, платежные данные, чеки, отчетные бланки.
ВАЖНО! В ситуации, когда прибыль подтвердить не представляется возможным, в содержании следует указать этот факт и уведомить о нём руководителя. В этом случае будет применяться установленная НК ставка в зависимости от вида работ или услуг.
Если вычет оформляется в службе по сборам, вместе с заявлением представляется декларация и чеки. Оно оформляется следующим образом:
- в правом верхнем углу листа указывается наименование инспекции той территории, где проживает заявитель, а также сведения о физическом лице – его фамилия, имя, отчество, адрес прописки и фактического проживания, его контактный номер телефона;
- посередине строки пишется название – заявление;
- в содержательной части излагается обоснованная просьба об уменьшении облагаемых сумм или возврате денег;
- ставится дата и подпись заявителя.
Все данные должны быть правильно указаны, сведения правдивыми и аргументированными. В инспекции обычно имеются бланки для заполнения, специалисты выдают их обращающимся лицам.